Нестеренко Григорий Карпович
Нестеренко Григорий Карпович – старший летчик 291-го истребительного авиационного полка 265-й истребительной Мелитопольской авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, лейтенант.
Родился 27 ноября 1916 года в станице Каневская ныне Каневского района Краснодарского края в семье казака. А через несколько дней он уже остался сиротой. Отец погиб на фронте в первую мировую войну. Большое горе свалилось на плечи матери Анисьи Титовны, которая через два года сошлась со вдовцом и приняла на воспитание еще четырех ребятишек.
Маленький Гриша учился в местной семилетней школе № 1 (которая ныне гордо носит его имя), где всегда получал только хорошие оценки. Он увлекался конькобежным спортом, а позже смелого мальчика захватила мысль прыгать с парашютом. После учебы он пошел работать в колхоз, а осенью 1932 года Григорий уехал в Ростов-на-Дону, где окончил фабрично- заводское училище и затем трудился по распределению на Таганрогском хлебозаводе мастером-технологом.
В 1936 году он успешно сдал экзамены в Ростовский финансово-экономический институт и уже следующим летом Григорий стал посещать аэроклуб. Летом, во время каникул, он работал на хлебопекарном заводе, а заработанные деньги отсылал матери. Обучаясь в институте, он не забывал свою давнюю мечту – побывать в воздухе, «пощупать рукой облака». В это время он совершает свои первые парашютные прыжки с высоты 800 метров. Весной 1939-го известный полярный летчик Герой Советского Союза В. С. Молоков вручил ему удостоверение пилота гражданского воздушного флота 1-го класса.
Спустя еще год он по назначению приехал на Дальний Восток. Работал городе Сучан (ныне – Партизанск) Приморского края старшим инспектором госдоходов горфинотдела. Но молодого парня тянуло к технике, самолетам. Однако вскоре Григория призвали в Красную Армию и направили в военную авиационную школу пилотов, которую он окончил уже во время войны в июле 1942 года. В это время на западных участках нашей Родины уже шла жестокая битва с врагом. В станицу Каневскую Анисье Титовне пришло письмо из Приморья: «Дорогая мама, братья и сестра! На мою долю выпала почетная обязанность – защищать нашу матушку Русь, наши поля и леса, наш героический народ».
В августе 1942 года станица Каневская была захвачена немцами. Ничего не знал Григорий о судьбе своих близких, и очень переживал за них. Друзья летчики очень сочувствовали ему и всячески поддерживали. Молодому офицеру было трудно оставаться в тылу, поэтому не один раз писал он в рапортах: «Прошу направить на фронт…» Только весной 1943 его уже четвертую по счету просьбу удовлетворили и направили в 291-й истребительный авиаполк на Дальнем Востоке. Свое боевое крещение молодой летчик получил в воздушном сражении в небе родной Кубани.
30 мая с командного пункта дивизии передали, что более 40 бомбардировщиков под прикрытием 15 истребителей «мессершмидт» движется по направлению к станице Крымской. С аэродрома Старонижестеблиевской в кубанское небо взмыла четверка «Як-7». Нестеренко дерзкими и точными атаками разогнал наседавших на него вражеские истребители и меткой очередью поразил фашистский самолет, который в пламени врезался в землю. Увидев, что шестерка «мессеров» зажала в огневом кольце самолет командира, Григорий бросился на выручку товарища и, рассеяв вражеских строй, спас его от гибели. В этом бою нашил летчики сбили 7 самолетов противника. Вскоре у молодого пилота засиял на груди орден «Красной звезды».
За время боев на Кубани младший лейтенант Нестеренко провел 30 успешных боевых вылетов, участвовал в 17 воздушных боях и сбил 5 самолетов противника лично и один в группе. В июле 1943 года Григорий, наконец, узнал, что его родственники живы, они пережили 6 месяцев немецкой оккупации.
Осенью наши войска вели тяжелые бои на реке Молочная, у стен Мелитополя. Эти укрепления являлись продолжением «Днепровского вала», неприступность которого восхваляла фашистская пропаганда. Этот рубеж пересекал запорожскую степь с севера на юг и являлся последним прикрытием Мелитопольско-Каховского плацдарма, за которым находился никопольский марганец и открывался кратчайший путь в Крым.
21 октября 1943 года, когда оборона противника была уже прорвана и бои шли за освобождение Мелитополя, старший летчик 291-го истребительного авиационного полка 265-й истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта с группой истребителей прикрывал наступавшие западнее города наши наземные войска. Вражеские зенитчики подбили его самолет, из-под левой плоскости показалось пламя. Сбить огонь не удавалось, он все сильнее растекался по самолету. Языки пламени уже лизали стекла кабины. Григорий еще мог спастись, выпрыгнув с парашютом, но он твердой рукой направил горящую машину в скопление неприятельских войск, до последней минуты ведя по врагу уничтожающий огонь из пушки и пулеметов.
Его последние слова были: «Умираю за Родину! Прощайте! Бейте врага, товарищи!» Из горящего самолета неслись пунктиры трассирующих очередей. Григорий стрелял. Он совершил огненный таран и до конца своей жизни остался бойцом.
Указом президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 старшему лейтенанту Григорию Нестеренко было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За время боев он также был награжден орденом Ленина и 2 орденами Красной Звезды. Не довелось отважному летчику дойти до Берлина, но туда долетела эскадрилья истребителей его имени, построенная на средства трудящихся Мелитополя.
Похоронен Герой в братской могиле в селе Новгородка Мелитопольского района Запорожской области. Приказом Министра обороны Российской Федерации он навечно зачислен в списки личного состава отдельного смешанного авиационного полка полигона «Капустин Яр». Его имя выбито золотом на мраморе в зале Победы Центрального музея Вооруженных Сил в Москве.
На мемориальной доске на здании Ростовского института народного хозяйства под портретом Героя начертаны слова: «В 1936–1940 гг. в институте учился Нестеренко Григорий Карпович, лейтенант, Герой Советского Союза, повторивший в 1943 году подвиг летчика капитана Гастелло». В его честь также названа улица в городе Мелитополе и станице Каневской.
Короткую и славную жизнь прожил отважный кубанский парень. Он оставил о себе память, которая не померкнет никогда. Большое сердце было у этого человека, бесстрашного сокола и воина, отдавшего жизнь во имя мира на земле.