После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии пламя мировой войны еще продолжало бушевать в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Даже лишившись своих союзников, Япония продолжала войну. И это не удивительно «козырем в рукаве» Японии была Квантунская армия, насчитывавшая более миллиона человек. Японские руководители были готовы превратить Японские острова в выжженное поле и продолжать войну ценой гибели нации.
Почему Токио был так уверен в Квантунской армии? Все просто: вооружение внушало уверенность в победе, 1215 танков, 6700 орудий и миномётов, 1907 самолётов, 25 боевых речных кораблей. Вся эта сила стояла у границ Советского Союза.
Не только Квантунская армия внушала уверенность в победе, правительство поддерживало в народе уверенность в конечной победе империи. Премьер-министр Куниаки Койсо выступая по радио заявил: «Настал благоприятный момент для победы в войне».
Это походило на безумие обреченных: пилоты-камикадзе, одиночные подводные лодки, начиненные взрывчаткой, самураи с катанами, бросающиеся в рукопашную схватку с криком: «Банзай!»
Еще до окончания активных боевых действий на Западе советское командование стало перебрасывать на Восток значительные людские и технические резервы – с Запада на Восток потянулись эшелоны. Командующие самых разных рангов во главе с маршалом Василевским отправились на Дальний Восток, чтобы закончить войну и там.
Группировка советских войск в приморских районах СССР включала в состав Забайкальский, 1-й и 2-й Дальневосточный фронты, Тихоокеанский флот и Краснознаменную Амурскую флотилию.
Справка: В результате вышеназванных мероприятий к 8 августа на Дальнем Востоке было развёрнуто и готово к войне 11 общевойсковых, 1 танковая и 3 воздушные армии, 2 оперативные группы, 3 армии ПВО, 4 отдельных авиационных корпуса, флот и флотилия. Вся группировка насчитывала около 1750 тыс. личного состава, 30 тыс. орудий и миномётов, более 5 тыс. танков и САУ, примерно столько же боевых самолётов. Её основу составляли офицеры и солдаты, служившие во время Великой Отечественной войны в здешнем регионе, достаточно обученные, превосходно знающие характер укреплений противника, его крепкие и слабые стороны. Вторым компонентом этого прочного сплава были фронтовики, имеющие богатый опыт борьбы против сильного врага в Европе.
Уже в июне 1945 года активно началась подготовка Маньчжурской наступательной операции. Еще на Ялтинской конференции было принято решение о вступлении Советского Союза в войну на востоке через два месяца после капитуляции Германии.
Главная мысль операции была такой: одномоментно нанести удар с трех направлений – Забайкалья, Приамурья и Приморья. Удар позволил бы разбить Квантунскую армию.
СССР был готов к военным действиям с Японией, ведь позади были четыре года войны с Германией, а это страшнее чем Япония. Эти годы противостояния Германии сделали Красную Армию сильнейшей в мире.
Вечером 8 августа 1945 года японский посол в Москве получил ноту советского правительства, гласившую: «В связи с отказом Японии прекратить военные действия против США, Великобритании и Китая, Советский Союз с 9 августа 1945 года считает себя в состоянии войны с Японией». Сталин поступил в соответствии с III Гаагской конвенцией 1907 года и официально предупредил противника: «Иду на вы!» Все нормы международного права были соблюдены.
Но, учитывая разницу часовых поясов между Москвой и Дальним Востоком, времени на какое-то адекватное реагирование у японцев не было. Фактически война началась ровно через час после извещения японцев. На утро японцы уже чётко понимали: для отражения нападения Советского Союза сделано недостаточно, а значит, конец неминуем.
С первыми лучами солнца авиация начала наносить мощные удары в глубине японской обороны – Харбин, Чанчун и Цзилинь. Основные силы японского военно-морского флота воевали на юго-востоке с американцами и не могли оказать какого-либо серьезного противодействия советским морякам.
Тихоокеанский флот нанёс удары по военно-морским базам Японии, располагавшимся в северной Корее Юки, Расину и Сэйсину. Это было символично и тем, что таким образом была совершена месть за поражение флота в русско-японской войне, когда Япония почти уничтожила Тихоокеанский флот.
Американское командование так же приступило к подготовке операций против Японии. Задачи стояли следующие: занять позиции на островах Нампо и Рюкю, чтобы получить аэродромы, завершить блокаду Японии с моря и воздуха. Решение этих задач было начато с острова Иводзима.
Остров Японией оборонялся слабо. Превосходство в силах и технических средствах борьбы предопределили победу американцев. Американское командование создало на Иводзиме военную базу. Это дало возможность США контролировать северо-западную часть Тихого океана.
Вместе с боями на Иводзиме американцы подготовили операцию по захвату Окинавы.
Этот остров занимал особое значение в американских планах. Его стратегическое положение обеспечивало господство в море и угрожало Японии. Окинава интересовала американцев как возможная крупная военная база в западной части Тихого океана.
Операция по высадке на западное побережье Окинавы началась 1 апреля 1945 года. Сопротивление японцев было слабым. Только 6 апреля японские корабли, возглавляемые линкором «Ямато» вышло из Японского моря в сторону Окинавы. Считалось, что удар «Ямато» отвлечет противника, что позволит японской авиации нанести сильные удары по союзному флоту. По сути, это был план самоубийственной атаки, без шансов на победу. Погибнуть, но забрать за собой как можно больше врагов!
Однако, план Японии провалился, «Ямато» погиб.
В ходе битвы за Окинаву американцы понесли тяжелые потери – более 75 тыс. человек убитыми, ранеными. Битва за Окинаву стала самым кровопролитным для американской армии сражением на всем Тихоокеанском театре военных действий и вторым по количеству жертв во всей войне, уступая по количеству жертв лишь Арденнской операции.
Японские потери составили около 100 тысяч человек.
Захват острова имел стратегическое значение. Союзный флот и армия, а также авиация получили военную базу в непосредственной близости от основной части Японии. На захваченном острове была учреждена «Гражданская Администрация США на островах Рюкю», по сути – военное правительство, которое просуществовало на острове до 1972 года. Окинава до сих пор является крупнейшим военным опорным пунктом США в Азии.
Американцы вышли к самой Японии. Началась подготовка вторжения на Японские острова.
В это же время советские войска в Маньчжурии без труда сломили оборону Квантунской армии, лишив Японию последней надежды.
15 августа император Хирохито обратился по радио к японской нации и заявил о капитуляции Японии.
18 августа войсками 2-го Дальневосточного фронта во взаимодействии с флотом была начата Курильская десантная операция.
Приказ о начале подготовки к операции штаб Тихоокеанского флота получил 15 августа 1945 года. Так как фактор внезапности играл на протяжении всей дальневосточной операции решающую роль, десант было решено проводить имеющимися силами и не дожидаться подкрепления.
«Для защиты северной границы империи Японии Цисима (то есть Курильские острова)… является передовым крепостным постом, Хоккайдо же будет заднею частью крепости… Кто владеет островной грядой, тот владеет воротами между океаном и Охотским морем, тот всегда сможет… сохранять у себя преимущества полного контроля всякого движения всех других лиц…» – писал генерал-лейтенант Кабанов.
Острова Курильской гряды были превращены в цепь непреступных крепостей, центральным звеном которой был остров Шумшу.
К 5 сентября все Курилы были заняты советскими войсками. А уже 1 сентября все задачи, поставленные Ставкой ВГК фронтам и ТОФ, были выполнены, а 2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о капитуляции, что ознаменовало окончание советско-японской войны и конец второй мировой войны.
Несмотря на блестяще проведенную советскими войсками, с минимальными потерями и в кратчайшие сроки, стратегическую операцию по разгрому японских войск на Дальнем Востоке, для советских солдат и офицеров боевые действия были далеко не «веселой прогулкой» по Маньчжурии.
Советские солдаты столкнулись с фанатическим настроем японцев, а также в тылу советский войск действовали японские диверсанты, отряды смертников.
Говоря о результатах, подчеркнем, что советско-японская война 1945 года-логическое продолжение Великой Отечественной войны. К итогам можно отнести: в результате войны СССР вернул в состав территории, аннексированные Японией у Российской империи по окончании русско-японской войны 1904-1905 годов (Южный Сахалин и Квантун с Порт-Артуром и Дальним; международное признание получила Монгольская Народная республика; ликвидирован очаг агрессии на Дальнем Востоке.
За боевые подвиги и отличия орденами и медалями были награждены более 308 тыс. человек, звания Героя Советского Союза были удостоены 86 воинов, многие – посмертно.
Говоря о результатах советско-японской войны, стоит упомянуть о ликвидации угрозы бактериологической войны, как говорил бывший главнокомандующий Квантунской армии Отодзо Ямада на Хабаровском судебном процессе: «Вступление в войну против Японии Советского Союза и стремительное продвижение Советской армии в глубь Маньчжурии лишило нас возможности применить бактериологическое оружие против СССР и других стран».
А ведь угроза была вполне реальная. В составе Квантунской армии, помимо всего прочего, функционировал «отряд 731» под Харбином, мощный центр по созданию, производству и применению бактериологического оружия, в котором работали около трех тысяч научных работников.
Советско-японская война поставила последнюю точку во Второй мировой войне.
Елена Поцелуева