Главная/Главные новости/ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ

ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ

22 июня – дата по-своему особенная для каждого жителя Российской земли. В этот День Памяти...

ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ

22 июня – дата по-своему особенная для каждого жителя Российской земли. В этот День Памяти и скорби большинство из нас вспомнит прежде всего о погибших в том страшном лихолетье своих родных и близких, оставшихся навечно молодыми, потому что их жизнь остановилась на взлёте. В их числе – старший брат моего отца Андрей Лобков, встретивший с боевыми товарищами полчища гитлеровцев 22 июня 1941 года на одной из западных пограничных застав, бабушка моей супруги, расстрелянная немцами в селе под Днепропетровском на оккупированной Украине. О подобных судьбах сородичей могут вспомнить миллионы людей, живших в некогда великом Советском Союзе, Красная Армия которого вопреки огромным человеческим потерям смогла остановить захватчиков, а потом и погнать их до самого логова нацизма в Берлине. Вспомнят и почтут минутой молчания подвиг всех погибших в Великую Отечественную войну, присоединяясь к всероссийской акции «Свеча памяти».                                                                          

Свой посильный вклад в общую Победу внесли и приморцы. Каждый четвёртый житель нашего края ушёл на фронт. И первой из воинских частей, дислоцированных в Приморье, вступила в бой с врагом в составе войск Киевского особого военного округа летом 41-го 211-я воздушно-десантная бригада. Однако я расскажу лишь об одном селении, чьи молодые жители, мобилизованные на ту тяжелейшую войну, показали свой национальный характер, стойко бились с превосходящим в живой силе и боевой технике противником на первых этапах сражений. Речь пойдёт о рыбацком посёлке Преображение, где мне как-то довелось побывать…

Высота преображенцев

Здесь есть небольшой музей истории, где как реликвия хранится копия Книги призыва Соколовского райвоенкомата за 1941-1945 годы. Вглядываясь в цифры на пожелтевших от времени страницах и сопоставляя их с численностью прибрежных деревенек Соколовского (ныне – Лазовского) района, можно сделать вывод, что Великая Отечественная война призвала в свои ряды большинство мужского населения этих мест. К примеру, из Второго сейнерного рыбокомбината и его рыбных участков Мелководной и Успенья, подсобного совхоза «Звёздочка» поставили «под ружьё» 1295 человек, из самого посёлка Преображение – 589. Совсем обезлюдило побережье в ту войну.

По рассказам старожилов, в самый грозовой 41-й год, едва объявили мобилизацию, на фронт уходили целыми рыбацкими династиями. А в победном 45-м домой возвращалось значительно меньше. В селе Соколовке Степанида Викторовна Музыка получила «похоронки» на пятерых сыновей и зятя. Сильно подкосило и династии Вишневских, Дударевых, Шморгунов; а ведь от каждой из них уходило на фронт по восемь человек.

– Периодически я перебираю анкеты наших ветеранов и почти на каждом формуляре отметка «умер», – рассказывала заведующая музеем Галина Константинова. – При этом вспоминаются годы восьмидесятые, когда повсеместно ощущался повышенный интерес к истории Великой Отечественной, в музеях славы на предприятиях, в школах составлялись Книги памяти, к нам заходили ещё крепкие и бравые фронтовики. Да, время жестоко. В минувшие десятилетия почти батальон солдат ушёл за горизонт, на кладбище. А я до сих пор слышу голоса этих людей, помню их улыбки, даже как они были одеты…

Люди, прошедшие пекло войны, не выпячивали себя в жизни мирной и подчас были ранимы пренебрежением и обидными словами, брошенными в их адрес в злой очереди за колбасой или хлебом в начале 90-х годов, или сказанными в сердцах близкими: «Отстань, дед, надоел. Уже слышали всё…».  Но если они собирались вместе – на школьном вечере или в том же музее – память живо воскрешала события минувшего лихолетья. В те часы ветераны пересыпали свои рассказы номерами войсковых частей, именами командиров и товарищей, погибших на их глазах, названиями городов и сёл, которые они брали с боями. Вспоминали, как бомбили немцы эшелоны, подходящие  к фронту с нашими резервниками, и как кто-то погиб, ещё не вступив в сражение. Порой пели свои фронтовые песни, а потом вместе смеялись, когда кто-то из них вдруг припоминал весёлый и курьёзный случай на дорогах войны. Хорошо, что, пока они были живы, благодаря управлению Преображенской базы тралового флота вышла объёмная Книга памяти. В ней – имена земляков, стойко вставших против врага, не уступивших гитлеровской машине смерти.

У каждого из преображенцев своя фронтовая судьба. В литературе подробно описан подвиг 33 бойцов 87-й стрелковой дивизии во главе с младшим политруком Георгием Стрелковым, заместителем политрука Леонидом Ковалёвым и старшиной Дмитрием Пуказовым, остановивших немецкие танки на юго-западном рубеже Волгограда. Высота, на которой разведчики укрепились совместно с взводом автоматчиков и несколькими связистами, охраняя командный пункт, находилась в 40 километрах от города. А держаться им пришлось против целой армады танков. У наших храбрецов кончились продукты, вышла вся вода. Стояла жара, людей мучила жажда, но они не сошли со своего рубежа, сожгли 27 танков, перебили более 150 гитлеровцев.

И одним из активных участников выдающегося подвига был Леонид Ковалёв, работающий до войны сначала на рыбном участке, позже в сберкассе посёлка Преображение. Он не готовил себя к военной карьере, хотя в пору создания колхозов в лихие 30-е годы участвовал в разгроме банд Власова, Сапожникова, Осадчего. В марте 1942 года, когда из мобилизованных в Приморье была сформирована 87-я стрелковая дивизия под командованием полковника Александра Казарцева, Ковалёва и четверых его земляков Владимира Пасхального, Николая Власкина, Семёна Калиты и Николая Пьяночкина зачислили в отдельный взвод полковой разведки. Уже в августе приморские полки оказались во втором эшелоне 62-й армии, и необстрелянными стояли насмерть на защите Сталинграда. Это о них писал Илья Эринбург: «Кто забудет о 33-х? На них шли 70 немецких танков – 33 не дрогнули. Они уничтожали танки пулями, гранатами, бутылками. Ещё раз русское сердце оказалось крепче железа. Если чужестранец скажет, что только чудо может спасти Сталинград, мы ответим: «Разве не чудо – подвиг тридцати трёх?»

– 15 преображенцев были награждены медалью «За взятие Берлина», – завершила свой рассказ заведующая местным музеем. – Увы, годы берут своё. Не так давно ушли из жизни в мир иной и наш Герой Советского Союза Филипп Макарович Макитрук, кавалеры ордена Отечественной войны Александр Иванович Зуев, двух медалей «За отвагу» Фёдор Иванович Тарачев, другие замечательные люди, которые десятилетиями были примером для молодёжи. Остались единицы таких настоящих фронтовиков, как почётный председатель нашего Совета ветеранов Илья Дмитриевич Рылов. Он в 1941 году стал курсантом Тихоокеанского военно-морского училища, а в 43-м отправился добровольцем на западный фронт. Войну закончил в Кёнигсберге, его ратный путь отмечен медалью «За отвагу» и орденом Красной звезды. Это наш, образно говоря, золотой фонд. А я обращаюсь к людям: «Берегите ветеранов, они – наша совесть и наша честь, они – хранители святой памяти о Великой Победе нашего народа!»

Константин ЛОБКОВ
Фото автора и из архива семьи Ковалёвых

Другие новости