Главная/Очерк/Там, на краю земли война…Муста - Тунтури

Там, на краю земли война…Муста – Тунтури

Для всех известный факт, что Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, а здесь,...

Там, на краю земли война…Муста – Тунтури

Для всех известный факт, что Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, а здесь, в Арктике 29 июня. Доподлинно не известно, в чем причина такого промедления, но это дало возможность нашим войскам за неделю подготовиться и укрепиться перед встречей с противником. Немцам стратегически важно было прорвать эту линию обороны и вот почему — если бы они захватили полуострова Средний и Рыбачий, то могли бы перекрыть единственный советский незамерзающий порт Мурманск, важную артерию по снабжению Красной Армии союзниками.
Это было в далеком 41-ом…
В 2021 году неравнодушные к истории страны и подвигу народа подготовились к участию в мемориальной экспедиции «Десант Муста – Тунтури», посвященной героической обороне Кольского полуострова от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

Маршрут экспедиции от Мурманска до Муста-Тунтури

Экспедиция прошла в четвертый раз, в ходе которой участники преодолели маршрут в общей сложности около 4500 км. Участниками экспедиции стали ветераны Воздушно-десантных войск и морской пехоты, а также представители общественных и молодёжных организаций из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Орловской областей, Владивостока, а также Республик Мордовия и Карелия.

“Старт дан!”

Уникальная экспедиция организована ветеранами 45-й отдельной гвардейской бригады специального назначения Воздушно-десантных войск и 61-й Отдельной бригады морской пехоты Северного флота. Но без идейного вдохновителя, Вячеслава Корнеева ничего бы не вышло.

Вячеслав Корнеев – идейный вдохновитель экспедиции

Справка: Вячеслав Корнеев (позывной «Леший»), служил в 45-м Отдельном разведывательном полку специального назначения Воздушно-десантных войск. Кавалер ордена Мужества, медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, двух медалей «За отвагу», он понимает, насколько важно помнить ратную историю Отечества.

Вячеслав поделился с «Контингентом», как возникла идея экспедиции: «Однажды морские пехотинцы 61-й отдельной бригады Морской пехоты Северного флота отвезли меня на полуостров Рыбачий, там я был потрясён военной историей тех мест. В районе хребта Муста Тунтури наши бойцы встретили немцев, и бои продолжались три года.
Находясь на полуострове Средний, поэт-фронтовик Константин Симонов написал свою поэму «Сын артиллериста». Там, где майор Деев отправлял своего приёмного сына Лёньку за хребет, чтобы наводить огонь артиллерии, – этот хребет как раз и есть хребет Муста Тунтури».
Участникам четвертой экспедиции предстояло пройти по местам боев Великой Отечественной на хребте Муста-Тунтури и увидеть все своими глазами.

Черной стеной стоит Муста – Тунтури

Приехав на место, где расположен лагерь, первое что бросилось в глаза хребет, который своими темными скалами стоит у подножья Малой Волоковой губы, как стена, разделяющая материк и полуострова – это и есть Муста-Тунтури – в переводе с саамского черная гора. Глядя на всю мощь хребта, испытывая с первых минут суровость края, понимаешь почему именно здесь впервые забуксовал план “Барбаросса” и именно на этом участке советские войска в первые дни наступления остановили немецкие войска и до конца войны держали их на этом гранитном поле боя.

Справка: как известно, в 1940 году советско-финскую границу “передвинули”, и она пролегла в восьми километрах западней хребта. Все части и подразделения Красной Армии, которые располагались на полуострове, готовились отражать нападения десантов с моря. Никто даже предположить не мог, что горные егеря пойдут в наступление с суши, со стороны границы. Задачи перед защитниками стояли не малые:
1. Упорно оборонять полуострова Рыбачий и Средний, не допустив высадки на них морских и воздушных десантов.
2. Быть готовыми к одновременным действиям против морских и воздушных десантов, уничтожая их на всей территории полуостровов.
Гарнизон Среднего и Рыбачьего имел на вооружении: 5613 винтовок, 144 станковых пулемета, 98 автоматов ППШ, 83 орудия разных калибров, 2 танка, 779 карабинов, 210 ручных пулеметов, 11 зениток, 101 миномет, 62 машины.
Сила немалая, но она была разбросана по большой территории.

Диорама линии фронта по хребту Муста-Тунтури с обозначением советских (звездочка) и немецких (крест) позиций, опорных пунктов (ОП), ходов сообщений (стрелки)

Как известно, на участке границы от озера Титовского до Варангер-фиорда немцы начали наступление 29 июня. Уже в конце дня первые группы фашистов появились на Муста-Тунтури, но они были остановлены. С тех пор и до окончания войны линия фронта по хребту оставалась неизменной!
По количеству погибших на один квадратный метр, по насыщенности беспредельным мужеством Муста-Тунтури не имеет равных. По погодным и геологическим условиям -тоже.
В течении всей войны линия фронта строилась и совершенствовалась с применением лучших технологий того времени. В камне и бетоне, она впечатляет и сегодня.
Каждый день участников был расписан по минутам, ведь по плану были восхождения на хребет, посещения места подвига отряда А. Юневича. Погода, конечно, вносила свои коррективы, дождь и пронизывающий ветер с моря создавали не только преграды, но и заставляли ощутить на себе все тяготы, которые испытывали наши солдаты, защищая каждый сантиметр своей земли! Пониманию ныне живущих это не поддается…

На пути к месту подвига отряда А. Юневича

По плану экспедиционный отряд отправился на место гибели разведчиков группы Александра Юневича. Первая остановка – место, где с марта 1940 года по 29 июня 1941 года располагалась 6-я застава 100-го пограничного отряда. 30 июня 1941 года она с боями вырвалась из окружения. В войну отсюда в тыл врага уходили на задание несколько разведгрупп.

Место расположения 100-го пограничного отряда

Спустя час участники оказались у памятника, установленного на месте гибели отряда Юневича. Именно здесь была написана одна из самых трагических страниц обороны Заполярья. Отряд высадился морским десантом на территорию, занятую противником. Они должны были зайти в тыл хребта Муста Тунтури и на базе “Норд” уничтожить один из немецких штабов, захватить документы, пленных и вернуться на базу. Но отряд попал в засаду, потом в окружение, дважды они вызывали огонь артиллерии на себя. Но, к сожалению, почти все погибли.

Место подвига и гибели отряда А. Юневича

Справка: Колпинский включил рацию. Открытым текстом в эфир полетела последняя радиограмма: “Огонь на нас! Фашисты совсем близко! Нас осталось мало! Живыми не сдадимся! Отомстите за нас! Прощайте, товарищи!”

За 1200 дней обороны Рыбачьего окрестные сопки не слышали такого мощного и сплочённого крика, каким был этот. Вражеских стрелков бросило от него в озноб. Немецкий пулемётчик наконец справился с затвором. Раздалась длинная очередь. Крик “ура!” стал слабеть, а скоро затих вовсе.
На востоке едва заметно алел рассвет. Было 5 часов 45 минут 30 марта 1943 года.
Немецкий полковник Карл Руеф в своих мемуарах писал, вспоминая этот бой: «Это было как на страшном суде, и как будто небеса разверзлись. Неожиданно начавшаяся стрельба окончилась спустя час. Затем глухо разорвались несколько дымовых снарядов и в это время мы уже знали: “Они идут”. Когда дымовая завеса спала, кровь застыла у нас в жилах. Русские, на сколько хватало взгляда, массы русских стали наступать на нас и самым страшным было то, что они, презирая смерть, вообще не реагировали на огонь беспрерывно строчащих наших пулеметных расчетов, которые изрыгали целый снопы огней…»

Чудом выжил в тот страшный день старшина 2-й статьи Бакин, который получил в бою три ранения, потом немцы его добивали штыком в спину, в предплечье. Немцы решили, что он мёртв. Он пролежал там трое суток, собрал маленький плот, привязал себя к нему и ещё три дня дрейфовал в воде без сознания. Его прибило к полуострову Средний, где он был замечен нашими наблюдателями. Единственное, что он смог сказать, когда его вытащили на берег: “Я от Юневича” – и потерял сознание.
Долгое время его считали предателем, потому что он был перевязан немецкими бинтами, которые он нашел. Но справедливость восторжествовала. В 1977 году он привёл поисковиков на место гибели отряда, называл фамилии, рассказывал, где кто погиб и при каких обстоятельствах. И этих людей находили поисковики, а до этого времени наши бойцы там так и лежали. Потом они были захоронены с почестями в поселке Большое озерко на полуострове Рыбачий.

Уже находясь возле памятника, установленного на месте подвига отряда, отдав дань памяти погибшим, Вячеслав Корнеев поделился, что надо, чтобы люди об этом узнали! Потому что это невероятное место, невероятный подвиг, про который мало кто знает. 
«Почему молодёжь должна об этом знать? Просто молодёжь должна воспитываться на настоящих, непридуманных подвигах. Не на подвигах из гаджетов и компьютерных игр, а на реальных историях. На подвигах настоящих русских воинов. И тогда молодёжь у нас будет сильная. А от того, какая у нас молодёжь, как мы её воспитаем – напрямую зависит и то, какая будет наша страна в будущем” – отметил Вячеслав.                          

Военное кладбище у подножья

Следующей остановкой на маршруте было военное кладбище у подножья Малой сопки хребта Муста-Тунтури, где советских бойцов хоронили во время войны и по сей день продолжают хоронить останки наши воинов, найденные поисковиками. В память о погибших стоит часовня, здесь каждый ударил в колокол, и его пронзительный звон раздался эхом, отражаясь от скал.

Часовня в память о погибших воинах

Подъем к памятному знаку в честь защитников Рыбачьего на высоте «Погранзнак» был крутым и сложным, под ногами скользили камни, а рукам буквально не за что было зацепиться. Невольно задумываешься: как же здесь наши воины вели боевые действия?!

“Погранзнак” памятный знак в честь защитников Рыбачьего

Когда, наконец, оказались на вершине, перед участниками десанта раскинулась небольшая долина перешейка, подпираемая с одной стороны губой Малая Волоковая, с другой – губой Кутовой. Впереди – полуостров Средний, а чуть правее виднелся в тумане полуостров Рыбачий. Картина впечатляла!           

Метр за метром поднявшиеся обследовали укрепления на хребте. Пустынное каменное плато… Ни кустика, ни деревца…

Весь хребет словно ковром усыпан хвостовиками от мин, и самими минами. Гильзы, колючая проволока, осыпанные от времени или попаданий мин, укрытия, опорные пункты…
Говорят, война не закончена до тех пор, пока не будет похоронен последний солдат, Великая Отечественная Война будет длиться еще долго….

Бродя по гранитным скалам, между остатками укреплений, кусками колючей проволоки, начинаешь понимать, сколько крови здесь пролито…
Именно в таких местах задаешься одним вопросом – а смогли бы мы сейчас так же постоять за свою землю? Ответить за себя я так и не смогла…
Не менее уникальным местом на нашем пути стал Музей обороны полуострова Рыбачий. Основателем и хранителем музея является Юрий Александрович. Он – душа этого места, человек с потрясающей энергетикой и духом патриотизма. Он встретил нас у музея.

Сам музей, небольшой — одна комната с остатками оружия и личных вещей солдат, на стенах – детальный разбор происходивших тут событий. На одной их стен перечислены все опознанные погибшие советские бойцы. Всего более 3500 имен.

 Встречаются уникальные экспонаты, даже пивные бутылки горных егерей. Как они уцелели – загадка!

Особо впечатляют агитационные листовки войск вермахта – это было настоящее оружие массового поражение. Пусть и психологического. Деморализованные многолетним противостоянием советские солдаты сопротивлялись военным пропагандистам третьего рейха, игравшим на самых уязвимых человеческих чувствах.

Но как рассказывает историю Юрий Александрович, это стоит услышать своими ушами. Иногда хотелось рыдать, иногда смеяться от его тонкого юмора, но сколько гордости и патриотизма начинаешь чувствовать после услышанного… это нечто!

Душа музея – Юрий Александрович

Юрий Александрович предложил подняться на сам перевал и увидеть своими глазами, что из себя представляет место схватки советских военных с немцами. У подножья скал есть большое братское кладбище. Поисковики находят каждый год и все новые и новые останки наших бойцов, поэтому могилы уже давно вышли за пределы старого захоронения.

Добровольное отшельничество и посвящение себя памяти павших на этих скалах бойцов, как мне кажется, созвучно подвигу, произошедшему здесь более 70 лет назад…
Повсюду лежит колючая проволока, блиндажи, окопы – возникает ощущение, что война закончилась здесь буквально на днях…
Отряд Юневича не дошел до немецкой базы «Nord», но в память о героях-разведчиках этот переход совершили участники Экспедиции «Десант на Муста-Тунтури» – ветераны Воздушно-десантных Войск, армейского спецназа и морской пехоты. Высадившись морским десантом в том же месте, где был высажен отряд Юневича, группа совершила скрытный переход в тыл условного противника, где, в районе базы «Nord», был замаскирован БТР. Задача по обнаружению и захвату бронетехники условного противника была успешно выполнена. В базовый лагерь разведчики экспедиции вернулись на «трофейной» технике.

В память об Александре Бакине участники экспедиции, спортсмены Федерации зимнего плавания, должны были уже по сложившейся традиции совершить заплыв через губу Малая Волоковая на дистанцию более 1000 метров при температуре воды +8 градусов. Но, как отметил один из спортсменов Сергей: «Море, в этом году нас не пустило!»
Еще одной выполненной задачей четвертой экспедиции было установление памятного знака на 122 высоте в память о двух расстрелянных красноармейцах, последних защитниках высоты на хребте Муста-Тунтури, 30 июня 1941 года.

Экспедиция завершилась торжественным митингом у памятника отряду Юневича, который четыре года назад был возведен самими участниками экспедиции. В честь боевого содружества ВДВ и Морской пехоты над обелиском были подняты флаги родов войск.

Закончилась война. Линия фронта на Муста-Тунтури как бы законсервировалась в своем первозданном виде. Сегодня созданная немцами крепость у моря – своеобразный памятник героизму и мужеству защитников полуостровов Средний и Рыбачий.

Елена Поцелуева
Фото автора и Александры Фуртатовой

Другие новости