1 августа – День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов
Что мы знаем о том далёком от нас лихолетье? На протяжении многих десятилетий, начиная со смены государственного строя в нашей стране, Первая мировая, в которой сражались и погибали поданные Российской империи, незаслуженно обходилась вниманием – в советский период нашей истории её рассматривали как войну империалистическую, поэтому власти и соответствующие структуры не увековечивали память русских воинов, павших на полях сражений или умерших от ран. Наконец пришло осознание – это наши соотечественники, которые создавали славу русскому оружию, погибали за Отечество! В декабре 2012 года был принят Федеральный закон РФ «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». Благодаря восстановлению исторической справедливости, 1 августа Родина и вспоминает о тех, кто отдал за неё свою жизнь более века назад.
Начало и последствия для России
Известно, что та война имела мировой характер. В ней участвовали 38 стран из 59 существовавших на тот период независимых государств. К 1914 году, противоборствующие стороны сформировали два военно-политического блока. В так называемый Тройственный союз вошли Германия, Австро-Венгрия и Италия. Россия, Англия и Франция образовали Антанту. В 1915-м Италия вступила в войну уже на стороне Антанты, а к Тройственному союзу присоединились Турция и Болгария. В 1917 году в войну вступили США, окончательно изменив соотношение сил в пользу Антанты.
Последствия же войны для Российской империи были просто катастрофические: она вышла из неё Советской республикой с большими людскими потерями и утраченными территориями. И хотя русский солдат вынес на себе значительную её тяжесть, героически погибая за Веру, Царя и Отечество, плодами победы ему воспользоваться не удалось. Победителями были признаны страны Антанты без новорождённой в огне Октябрьского переворота Красной России.
Автор многих научных и публицистических работ, инициатор введения в российскую систему образования нового предмета «россиеведение» доктор философских наук Игорь Чубайс в одной из своих статей приводит датированную февралём 1917 года сводку Генштаба о потерях русской армии: погибших и умерших от ран – 598 тысяч человек. За весь 1917 год Россия потеряла до 100 тысяч человек, итого – примерно 700 тысяч погибших. Эта цифра регулярно воспроизводилась в советских довоенных публикациях.
– Принципиальные уточнения необходимо сделать и относительно начала Первой мировой, – утверждает Игорь Чубайс. – По сей день сохраняется миф – войну развязала Россия. Всё тот же г-н Зюганов не устает повторять: «России никак нельзя было ввязываться в войну». На самом деле Империя не собиралась устраивать передел мира. План военного реформирования нашей экономики должен был завершиться к 1917 году… Но ещё за шесть лет до начала войны, в 1908 году, русская разведка смогла получить «план развёртывания немецких войск в случае боевых действий». Секретную карту, показывавшую – немцы, скорее всего, нападут на нашу страну, получил Николай II. В результате российская экономика и без того тридцать лет развивавшаяся самыми высокими в мире темпами (7% роста ВВП в год), стала развиваться ещё быстрее. За шесть предвоенных лет ВВП страны вырос в полтора раза (без ГУЛАГа, депортаций, без экстремистов и иноагентов)… Не удивительно, что по указу императора, правильно оценившего обстановку, мобилизация резервистов началась у нас в июле 1914 года, т.е. до официального объявления нам войны кайзером Вильгельмом.
И крепость, и порт
Основные события войны происходили в Европе, потому роль Владивостока в этом историческом процессе весьма скромно освещена в учебниках истории, прочесть об этом можно только в специализированной литературе. Тем не менее, значение форпоста России на Востоке страны в Первой мировой войне оценивается как значительное, пусть и не в боевых действиях.
Совершим экскурс в историю. Осенью 1914 года в войну на стороне Германии вступила Турция, из-за чего Балтийское и Чёрное моря стали театрами активных военных действий, и по ним уже не представлялось возможности безопасно связываться с союзными державами. У России оставалось два порта, через которые она могла получать военно-техническую, продовольственную и другие типы помощи от союзников: Архангельск и Владивосток. Ведь огромный расход боеприпасов, выход из строя технических средств и вооружения, их потеря в первые месяцы войны привели воюющие страны к военно-экономическому кризису, немалые трудности испытывала и наша страна. В тот год военное ведомство империи обратилось к зарубежным предприятиям для поставки в Россию всего необходимого. Поначалу ставку сделали на Архангельский порт, однако он не оправдал ожиданий в первых же морских рейсах и переброске всего необходимого на фронт. Более выгодным в плане безопасного местоположения и климатических условий был Владивосток, отсюда шли прямые торговые пути в США – главного поставщика боеприпасов, пороха и прочего для нужд царской армии.
Правда, эти плюсы не перекрывали его минусов: слабую оснащённость техническим оборудованием, явно недостаточной пропускной способностью по железной дороге по сравнению с европейской частью страны и изначальной целью Владивостока. Ведь город был в первую очередь военным портом, окружённый мощной крепостью, а не перевалочным пунктом. Тем не менее, с 1915 года именно через него начались поставки всего необходимого в действующую армию. В результате Владивосток стал быстро преображаться: здесь строились новые станции и склады, улучшались дороги, железнодорожные пути, переоборудовались причальные линии, портовые базы. В целом была увеличена техническая база города, он сам, ранее делавший ставку на экспорт, перешёл в основном на работу с импортом. Вопреки различным проблемам, только за первый год войны Владивосток принял более 12 миллионов тонн груза.
Это тоже Герои нашей страны!
Но не только как центрами всей Дальневосточной перевалочной системы и военно-коммерческой деятельности известен Владивосток периода Российской империи. В Музее истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, где к 100-летию начала Первой мировой войны была открыта выставка «Первая забытая…», экскурсовод рассказывал, что только из Приамурского генерал-губернаторства на фронт призвали около 104 тысяч солдат, почти 10 тысяч из них с той войны не вернулись домой. За храбрость 450 офицеров получили золотое георгиевское оружие, а 100 нижних чинов стали полными георгиевскими кавалерами.
Многие выжившие в той войне позже участвовали в войне гражданской, одни за «белых», другие за «красных». Далеко не каждый из нас знает, что, к примеру, будущий Маршал СССР трижды Герой Советского Союза Семён Будённый был ещё и полным Георгиевским кавалером и Георгиевской медали всех степеней. Прежде чем возглавить Первую конную армию, стать героем песен про красных кавалеристов, он послужил в драгунском полку царской армии под Владивостоком – в Раздольном и Шкотово. Сражался с хунхузами и японцами, оставался в Приморье (с перерывом на учёбу в кавалерийской школе) до 1914 года. На Первую мировую войну отправился унтер-офицером…
Советского генерала Дмитрия Карбышева мы помним как героя немецкого концлагеря, а ведь он был участником всех войн первой половины ХХ века. В молодости служил в Маньчжурии, прошёл русско-японскую войну, жил во Владивостоке, командовал ротой в крепостном сапёрном батальоне. Отличился на Первой мировой, был произведён в подполковники…
Инженер генерал-майор Алексей Шошин был одним из главных строителей Владивостокской крепости. В 1915-м убыл в действующую армию, в советское время создавал инженерные войска Красной Армии…
Маршал Василий Блюхер, происходивший из крепостных крестьян, начинал военную службу в царской армии в 1914 году. Он также отличился в боях, был тяжело ранен. В 1921 году Блюхер стал главкомом Народно-революционной армии и военным министром Дальневосточной республики. В 1929-м командовал Особой Дальневосточной армией, руководил боевыми действиями в ходе конфликта на КВЖД. В июле 1938 года – командующий Дальневосточным фронтом, воевал на Хасане в Приморье…
На посту командующего НРА ДВР Блюхера в 1922 году сменил Иероним Уборевич – ещё один участник Первой мировой, артиллерист, подпоручик. На той войне он был ранен, попал в плен. А в 1922 году под командованием Уборевича красные части взяли приморский город Спасск и вошли во Владивосток…
В числе таких известных людей и Степан Вострецов, в честь которого названы улица во Владивостоке и село в Красноармейском районе. На Первой мировой войне он начинал рядовым, позже был произведён в прапорщики, за героизм в боях награждён тремя Георгиевскими крестами. С 1918-го – у красных, в 1922-м брал Спасск, во время конфликта на КВЖД командовал Забайкальской группой войск, был отмечен четырьмя орденами Красного Знамени.
…Бывали во Владивостоке, служили здесь и те знаменитые личности, которые позже воевали в составе белой гвардии. В их числе – адмирал Александр Колчак, генералы Лавр Корнилов, Василий Флуг, Сергей Савич, Владимир Ирман (Ирманов), другие офицеры и рядовые участники Первой мировой войны.
Где воевала Сибирская флотилия?
Морской генеральный штаб не планировал накануне той войны создавать мощную группировку военно-морских сил на Дальневосточных рубежах. Тихоокеанский театр боевых действий, по мнению морского командования, в будущей войне должен был носить вспомогательное значение, что сказалось на развитии дальневосточного русского флота.
Как описывал ситуацию в своей работе доктор исторических наук профессор Воронежского государственного технического университета Дмитрий Ливенцев, во время войны 1914-1918 гг. крейсера Сибирской флотилии сначала участвовали в союзнических операциях на Тихом океане, затем крейсер «Аскольд» и эсминцы были переброшены на европейский театр войны. В 1915 году существовал проект постройки для обороны оголенного с моря Дальнего Востока значительного количества подлодок. Таким образом, в составе Сибирской флотилии, базировавшейся во Владивостоке, к 1 августу 1914 года осталось лишь два крейсера «Аскольд» и «Жемчуг». Кроме них, были 12 устаревших миноносцев водоизмещением по 300-350 тонн («Беспощадный», «Бодрый», «Бойкий», «Инженер-механик Анастасьев», «Лейтенант Малеев», «Сердитый», «Скорый», «Смелый», «Твёрдый», «Точный», «Тревожный»), а также 14 небоеспособных подводных лодок («Дельфин», «Осётр», «Касатка», «Макрель», «Налим», «Скат», «Фельдмаршал граф Шереметьев», «Бычок», «Кефаль», «Палтус», «Плотва», «Сиг», «Сом», «Шумка»). Ещё в состав флотилии входили устаревшая канонерская лодка «Маньчжур» (построена в 1886 г.) и три минных заградителя («Монгугай», «Уссури», «Шилка»). Таким образом, силы флотилии были ничтожными по сравнению с японским флотом. Правда, в 1913 году верфь Шихау (Германия) начала строить для неё лёгкие крейсера «Адмирал Невельской» и «Граф Муравьёв-Амурский», но после начала войны немцы конфисковали эти корабли и включили их в состав своего флота.
Морское министерство России планировало создать мощную группировку военно-морских сил на Дальнем Востоке не ранее 1918 года, после вступления в строй линейных крейсеров типа «Измаил» и новых линкоров, проектировавшихся в 1913-1914 гг. И поскольку в ходе той войны Япония являлась союзницей России, русское правительство приступило к тотальному разоружению сухопутных и морских сил на Дальнем Востоке. Основная часть боеспособных пехотных дивизий и артиллерийских бригад была отправлена на Западный фронт. Полностью прекратилось строительство новых укреплений во Владивостоке. Так, 305-мм двухорудийные башенные установки, под которые уже были вырыты котлованы во Владивостоке, отправились на Балтику. Кроме того, в 1915-1916 гг. почти все боеспособные орудия Владивостокской крепости тоже увезли на запад, в крепости остались лишь устаревшие образцы артиллерийского вооружения. Крейсер «Аскольд» ушёл в Средиземное море, крейсер «Жемчуг» – в малайский порт Пенанг. Там командир корабля и несколько офицеров съехали отдыхать на берег, а на рассвете 28 октября 1914 года в гавань ворвался германский лёгкий крейсер «Эмден» и за несколько минут утопил «Жемчуг». При этом 80 русских моряков погибли, ещё 8 умерло от ран впоследствии…
Об этом подробнее можно узнать в военно-историческом музее Тихоокеанского флота и в музее имени В.К. Арсеньева. Как и о том, что на запад из Владивостока были переброшены 4-й Сибирский армейский корпус, 3-я и 9-я Сибирские стрелково-артиллерийские бригады, 4-й мортирный дивизион, Уссурийский казачий полк, Сибирский воздухоплавательный дивизион, Сибирская автомобильная рота и другие воинские части.
Подготовил Константин ЛОБКОВ
Фото из архивов Музея истории Дальнего Востока
имени В.К. Арсеньева и с портала «Старый Владивосток»