26 июля – День Военно-морского флота России
В канун праздника военных моряков нам стало известно, что группа воспитанников Владивостокского филиала Нахимовского военно-морского училища прошла все основные испытания для поступления в ТОВВМУ имени С.О. Макарова – главной кузницы офицерских кадров для флота. Кто же они, будущие курсанты, новое поколение покорителей просторов Мирового океана, его подводных глубин? Чтобы получить хотя бы некоторое представление о не так давно созданном на базе президентского кадетского училища нахимовского, его питомцах, в стенах этого закрытого учебного заведения побывал наш корреспондент.
Начнём рассказ с того, что совсем недавно на территории филиала НВМУ прошёл уже второй выпуск его воспитанников (первый состоялся в прошлом году у мемориального комплекса «Боевая слава Тихоокеанского флота». – Прим. авт.). Документы об успешном окончании учёбы из рук заместителя командующего ТОФ по военно-политической работе контр-адмирала Анатолия Зелинского, начальников Тихоокеанского высшего и Нахимовского военно-морских училищ контр-адмиралов Олега Журавлёва и Владимира Буракова получили 63 выпускника. Каждый из них в основном определил для себя цель в дальнейшей самостоятельной жизни, сделал выбор будущей профессии. Многие ребята – 38 человек – планируют продолжить обучение в вузах Министерства обороны, в том числе 16 – в ТОВВМУ имени С.О. Макарова. Впервые выпускник филиала Нахимовского ВМУ вице-старшина Даниил Козел завершил здесь учёбу с золотой медалью, ныне он поступает в военный вуз.
Ещё не остыли впечатления у ребят от того праздника души, когда им в торжественной обстановке вручали аттестаты о среднем образовании и нахимовские значки, как пройдена значительная часть вступительных испытаний, в частности, в высшее военно-морское училище на берегу Тихого океана.
– Позади профессиональный отбор в приёмной комиссии, отличные результаты за спортивную подготовку: подтягивание на перекладине, бег на 100 метров и три километра, – поделился с автором этих строк Даниил Терёшин. – Имею также высокие баллы по единому государственному экзамену, так что очень надеюсь после собеседования попасть в состав макаровцев и учиться здесь по специальности «Применение и эксплуатация морского подводного вооружения подводных лодок», чтобы в перспективе стать командиром БЧ-3 – минно-торпедной боевой части. А служить мечтаю на атомных подводных крейсерах стратегического назначения проекта 955 «Борей», например, на «Александре Невском» или «Владимире Мономахе», которые базируются у нас в Вилючинске, откуда я родом.
Решение стать офицером-подводником нахимовец вынашивал с детства, и оно отнюдь не было случайным. Как сказал мне временно исполняющий обязанности заместителя начальника филиала по воспитательной работе капитан 2 ранга запаса Николай Полонник, этот парень и во снах видел себя военным моряком – продолжателем семейной династии. Дед его мичман в отставке Александр Васеньков всю свою жизнь посвятил флотской службе на Камчатке, отец старший мичман Сергей Терёшин и поныне действует техником – помощником оперативного дежурного войсковой части в Вилючинске, а до этого служил в составе экипажей многоцелевых АПЛ «Братск», «Магадан», «Самара».
Вместе с Даниилом поступают в ТОВВМУ Алексей Федоряко, Даниил Кацуба и другие его однокашники по нахимовскому училищу. По словам Георгия Печоры из Владивостока, он выбрал для себя будущую специальность штурмана ещё в восьмом классе, побывав с экскурсией на боевых кораблях Тихоокеанского флота. Это желание только укрепилось после прошлогодней ознакомительной практики на борту учебного судна Балтийского флота «Перекоп», когда их рота совершила морской переход с Камчатки в Приморье.
– За шесть лет учёбы в училище мы прошли здесь не только программу средней школы, но и приобщались к азам будущей службы на флоте, – рассказывает Георгий. – Тренировались на ялах, изучали правила навигации, прокладывали курс корабля в ходе специальной подготовки под руководством бывшего командира атомной подводной лодки 971 проекта типа «Барс» капитана 1 ранга в отставке Сергея Анатольевича Голобокова. Особенно впечатлила нас корабельная организация на «Перекопе». Там созданы все условия для новичков: учебные аудитории, астрономическая палуба, отсек для тренировок по борьбе за живучесть. К тому же корабль оснащён современным навигационным и радиотехническим оборудованием, имеет боевое вооружение. А ещё в нашем училище была отличная возможность заниматься спортом, участвовать во всеармейских олимпиадах и конкурсах, расширять свой кругозор. Здесь я получил свою первую медаль за участие в параде Победы в Москве. Конечно же, мечтаю стать офицером ВМФ и служить на новейших корветах, которые каждый год пополняют Тихоокеанский флот. Знаю, что в нынешнем параде будет участвовать «Громкий», он недавно с «Совершенным» вернулся из похода. Скоро войдёт в состав флота и «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» – сейчас корвет проходит заводские испытания в акватории Японского моря.
По мнению ребят, с кем довелось беседовать, нахимовское училище заметно отличается от обычной школы не только учебной материальной базой, возможностью изучать кроме английского и китайский язык, заниматься по программе дополнительного образования в различных кружках по интересам, в том числе боксом, армейским рукопашным боем, самбо, кик-боксингом, вольной борьбой. Оно больше мотивирует ученика на лучшие результаты в учёбе, поскольку здесь постоянно, в течение каждого дня, ощущаешь за собой контроль преподавателей и воспитателей в ротах, и увольнительную на выходные нужно заслужить хорошей успеваемостью, дисциплинированностью. К такому режиму жизни в учебном заведении интернатного типа со временем привыкаешь, и уже забываются те первые месяцы пребывания здесь, когда по телефону жалился маме или бабушке о чересчур взыскательном к тебе отношении или трудностях во взаимоотношениях с однокашниками.
Зато вспоминаются масса интересных для подростка дел и культурно-досуговых, спортивных и иных мероприятий, в которых участвовал в минувшие годы. К примеру, летнюю военно-спортивную игру «Зарница», организованную совместно с ветеранской организацией боевых действий «Контингент», тренировки в полевом лагере Уссурийского суворовского военного училища, посещение бригад надводных кораблей и подводных лодок, соединения морской пехоты, поездки в Казань, Москву, Санкт-Петербург и Тверь на спартакиады довузовских учебных учреждений Минобороны – всего не перечислить!
Добавим, что если эти парни ещё только стремятся сделать решающий шаг к исполнению своей мечты, то их старшие товарищи, год назад попрощавшись с родной альма-матер, уже вполне освоились в стенах ТОВВМУ, преодолев первые трудности курсантской жизни. Например, Павел Ситьков из посёлка Серышево Амурской области, у которого отец суворовец, подполковник запаса, а дядя полковник запаса, успешно завершил первый курс. Его же бабушка Нина Викторовна, приехавшая проведать внука во Владивосток, сказала мне, что она очень довольна социально-психологической обстановкой, системой образования и разносторонней подготовкой в нахимовском училище, где у ребят был заботливый, ответственный взводный Юрий Иванович Марусин. А нынче рада, что Паша заметно возмужал после принятия воинской присяги, обрёл и в новом коллективе друзей, целеустремлённо идёт к профессии морского офицера.
Пожелал связать свою дальнейшую судьбу с флотом и его однокашник Николай Золотаин из Владивостока. Он овладевает в ТОВВМУ специальностью «Применение и эксплуатация корабельных средств связи». Когда-то в обычной школе увлёкся самбо, а в составе сборных нахимовцев не раз выезжал в Москву и Краснодар, защищал честь своего училища по гандболу, хоккею и футболу. Рассчитывает в вузе дополнительно заниматься боевыми искусствами, зная, что отличная физическая подготовка всегда пригодится в военно-морской службе.
– Да, наши нахимовцы, в том числе и эти двое ребят, нормально идут в учёбе, – говорит их прежний наставник в прошлом командир 165-го полка морской пехоты полковник запаса Андрей Сумин. – Их сейчас 18 человек в соседнем с нами училище (живём-то на одной территории), с каждым периодически общаюсь, интересуюсь службой, проблемами. Всегда готов помочь своим подопечным в сложной жизненной ситуации. Радует, что они и в новом коллективе успели зарекомендовать себя в лучшую сторону, уверен: во многом им помогает тот дух товарищества, который они обрели ещё в нахимовском. Естественно, позитивный отпечаток наложили на них принятие присяги да и вся среда макаровского училища, в которой они оказались после выпуска. Здесь уже иная – на ступень выше – обстановка, где готовят будущих командиров, готовых выполнять поставленные задачи и умеющих организовывать на их решение подчинённых. Считаю, что в нахимовском училище пока явно не достаёт такого вот военного подхода к обучению и воспитанию детей, недостаточно уделяется внимания подготовке к их дальнейшей службе. Ведь, на мой взгляд, в военный вуз они уже должны приходить на должности командиров отделений, старшин, заместителями командиров взводов.
По словам контр-адмирала в отставке Владимира Буракова, вверенный ему коллектив постепенно «оморячивается», хотя поначалу в связи с присоединением в 2016 году учебного заведения к Санкт-Петербургскому НВМУ, когда у училища появились несколько иные задачи, военно-морская составляющая в программе, часть детей и их родителей выразила недоумение, кто-то оказался не готов к такой ситуации. Однако усилиями педагогов, воспитателей удалось достичь общей позитивной обстановки. В последние годы конкурс поступающих снова достаточно высокий – почти четыре человека на одно место. Среди пополнения около 80 процентов из Приморья, до 20 из Хабаровского и Камчатского краёв, Сахалинской области, несколько ребят приходят из других регионов.
– Это тот возраст, когда у наших подопечных появляется мечта, цель в будущей жизни, – добавляет Владимир Васильевич, много лет отдавший работе с кадрами Тихоокеанского флота. – И порой непосредственный пример кого-то из близких людей или товарищей по учёбе вдохновляет их на принятие судьбоносного решения. Скажем, на учебном корабле «Перекоп», совершающим кругосветные плавания, в 2018 году впервые находилась вместе с курсантами ТОВВМУ и почти рота нахимовцев. Наши юные мореходы дошли тогда до берегов Камчатки, а по возвращении домой создали интересный документальный фильм, поделились своими впечатлениями в коллективе. И благодаря этому ещё больше ребят загорелись желанием стать военными моряками. Так шаг за шагом воспитываем в детских душах чувство патриотизма, растим настоящих граждан России.
Константин ЛОБКОВ
На снимках Романа СТАТНОВА и Ольги ШЕЛГУНОВОЙ – фрагменты из жизни нахимовцев
Владивосток