Вертолётчики в «горячих» точках
Среди тех, кто сегодня отмечает свой профессиональный праздник, немало ветеранов боевых действий. Одним выпало время локальных войн войны, другие участвовали в дальних походах боевых кораблей Тихоокеанского флота к берегам Африки или, например, Сирийской Арабской Республики. И везде от этих людей требовались высокий профессионализм и мужество, чтобы выполнить любую поставленную командованием задачу.
Они обычно не любят называть своих имён-фамилий, не стремятся увидеть себя на страницах газет или в телерепортажах. Это не скромность, это пусть не большая, но всё же гарантия личной безопасности. «За любую информацию о пилотах «вертушек», например, чеченские боевики были согласны заплатить большие деньги, – рассказывал как-то офицер ФСБ. – Существовал своего рода прейскурант, согласно которому за сбитый Ми-24 любому из моджахедов полагалось 50 тысяч долларов, за Ми-8 – 30, Ми-26 – 20 тысяч. Их интересовал пункт постоянной дислокации воинской части, адрес лётчика и даже состав его семьи. Эти бандиты не скрывали своих планов мщения. И удивляться нечему – авиация, наносившая авиаудары по выявленные объектам и базам противника, была для них как кость в горле».
На чеченскую войну попала и группа молодых офицеров авиачасти из приморского села Новонежино. Только ситуация была такова, что авианаводчиками стали единицы из них, остальных лейтенантов срочно переучивали на тех же командиров армейских взводов: требовалась замена погибшим или раненым в боях. Полковник запаса Юрий Соколов, которого я многие годы знал как командира эскадрильи, а потом и командира противолодочного отряда морской авиации Тихоокеанского флота, угодил в разведывательное подразделение и, по его скупым рассказам о том времени, преодолел многие опасности той неприятной войны. Он ходил с боевыми товарищами по неприятельским тылам, чтобы корректировать оттуда воздушные атаки вертолётов. По их наводкам винтокрылые машины доставали противника и в горных пещерах, и в лесах, и в укреплённых «опорниках». За разведчиками, в свою очередь, тоже охотились вездесущие «духи». Юрий отчётливо осознавал, что будет с ним и его разведгруппой, если они попадут в лапы врага. Но, как говорится, Бог миловал. Да и врождённый талант разведчика не раз выручал морского офицера в критических ситуациях. Память о тех тревожных днях и ночах – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством».
Позже, уже на мирной земле, молодые пилоты, которых тогда ещё подполковник Соколов ставил на крыло, говорили мне в беседе перед вылетом: «С Юрием Николаевичем мы хоть в разведку, хоть в полёт. Это надёжный человек, первоклассный лётчик».
Иначе сложилась судьба кавалера двух орденов Красной Звезды бывшего оперативного дежурного ВВС Тихоокеанского флота майора в отставке Александра Волощука. Он проявил себя в качестве передового авианаводчика на афганской войне.
– После учёбы в Ворошиловградском высшем военном авиационном училище штурманов я был распределён в истребительную авиацию на западе страны, – рассказывает Александр Анатольевич. – Ну а когда контингент советских войск был введён в Афганистан, на ту войну потребовались и мы, штурманы боевого управления в качестве авианаводчиков. И мне, стало быть, пришлось «повариться» в том кромешном аде с ноября 1983 по 14 февраля 1985 года. Действовал в составе мотострелкового батальона 40-й общевойсковой армии, выявлял огневые точки, различные объекты и места скопления моджахедов, наводил на них наши штурмовики Су-24 и Су-25, многоцелевые истребители МиГ-23. Не раз выезжал на боевые операции в горы, на прочёсывание кишлаков, не раз и сам попадал под ракетные обстрелы со стороны бандформирований. Работы было очень много, в короткие передышки только успевал заряжать свою радиостанцию Р-804. Однажды зацепило осколком, но это мелочи. Рядом постоянно погибали ребята. Насколько я в курсе, из 34 моих коллег-авианаводчиков четыре человека погибли, 12 были ранены. Так что Кандагар и другие места афганской земли не забыть даже при всём желании…
Ещё один ветеран морской авиации ТОФ, и поныне служащий в её штабе старшим инспектором-лётчиком отдела боевой подготовки полковник Владимир Ковальчук, получил орден Мужества за участие в иной операции у берегов Африки. Именно в морскую зону Африканского Рога ещё не так давно совершались дальние походы наших кораблей, и обязательно на их борту находились вертолёты Ка-27, готовые выполнить любую задачу, связанную с выявлением и поимкой пиратов. Как рассказывал мне однажды командир Приморской авиабазы полковник Александр Маркин, в Аденском заливе моряки-тихоокеанцы применили новую тактику, активнее привлекая для решения поставленных задач корабельную авиацию. А летать авиаторам приходилось и днём, и ночью, контролируя акваторию, ведя разведку на опасных направлениях, останавливая подозрительные плавсредства.
В вертолётах К-27 находились и группы антитеррористической деятельности из состава бригад морской пехоты из Владивостока или Камчатки, которые в случае необходимости вели огонь по пиратским посудинам. Например, во время несения боевой службы у берегов Африки отряда кораблей во главе с «Адмиралом Виноградовым», пришлось поднять в воздух по тревоге вертолёты лётчиков-инструкторов полковника Игоря Шлыкова и подполковника Александра Воронина: было получено сообщение о нападении трёх пиратских суден на нидерландский контейнеровоз «Нэдмолд Баренс». Только благодаря предупредительному огню с борта Ка-27 бандитов остановили, а потом и разоружили, доставили на берег, сдали йеменским властям.
А в одном из походов в Индийский океан ОБК ТОФ во главе с большим противолодочным кораблем «Маршал Шапошников» с помощью наших посланцев десять лет назад был освобождён захваченный сомалийскими пиратами танкер «Московский университет». Там провели операцию, гораздо сложнее всех предыдущих. Обнаружил-то пиратов экипаж майора Александра Данилы, а когда у них стало заканчиваться топливо, над судном завис Ка-27 подполковника Владимира Ковальчука, держа врагов на прицеле. Точку же в той операции по обезвреживанию бандитов поставил спецназ во главе с заместителем начальника штаба соединения морской пехоты по морской подготовке подполковником Андреем Ежовым.
Некоторые из тех лётчиков по-прежнему в строю, делятся боевым опытом с молодёжью.
Константин ЛОБКОВ
Фото из архива автора
Владивосток