Надёжный «зонтик» держим над страной
Сегодня исполняется 60 лет этому роду войск Воздушно-космических сил. Зенитные ракетные соединения и части обеспечивают безопасность воздушных рубежей нашей Родины. Иными словами, они предназначены для защиты высших звеньев государственного и военного управления, группировок войск (сил), промышленных и экономических центров, других важнейших объектов от ударов средств воздушно-космического нападения противника в пределах зон поражения зенитных ракетных комплексов (ЗРК).
По утверждению начальника зенитных ракетных войск ВКС генерал-майора Сергея Бабакова, в ходе несения боевого дежурства только за последний год ЗРВ неоднократно переводились в готовность № 1 по военным самолётам, приближающимся к Государственной границе РФ. Все задачи боевого дежурства были выполнены, что позволило не допустить нарушений наших границ в воздушном пространстве.
В последние годы идёт плановое обновление военной техники и в системе ЗРВ ВКС. На вооружении подразделений состоят такие зенитные ракетные системы, как С-400, С-300 различных модификаций, как зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С». С этого года в войска начинают поступать ЗРС С-350 «Витязь», планируется поступление С-500 «Прометей». Ныне доля современных образцов вооружения и военной техники в зенитных ракетных войсках достигает 80 процентов.
Наверняка читателей сайта «Контингент» заинтересует, на какой дальности, высоте и скорости способны мы остановить любого супостата в случае нежданного посещения им российского воздушного пространства. Как разъяснили мне в одной из воинских частей, дислоцированных под Владивостоком, ЗРК дальнего действия, стоящие на вооружении наших зенитных ракетных полков, способны уничтожать самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, самолёты разведывательных ударных комплексов, самолёты-носители высокоточных средств поражения, самолёты-постановщики помех на дальностях до 400 км, высотах до 30 км. А ещё готовы поразить оперативно-тактические ракеты, баллистические ракеты средней дальности и гиперзвуковые летательные аппараты. При этом скорость обстреливаемых средств воздушного нападения противника может быть до 5 километров в секунду.
Наши ЗРК средней и малой дальности при необходимости уничтожат самолёты тактической и палубной авиации, вертолёты, крылатые ракеты, беспилотные летательные аппараты противника во всём диапазоне высот и скоростей их боевого применения на дальностях до 250 км, высотах до 30 км и скорости обстреливаемых целей до 3 км/с. А чтобы постоянно поддерживать высокое профессиональное мастерство, в летнем периоде обучения с подразделениями зенитных ракетных войск предстоит провести тактические учения с боевой стрельбой, более 30 тактических учений в местах постоянной дислокации, несколько командно-штабных учений и тренировок. Также боевым расчётам предстоит пройти профессиональную переподготовку в учебном центре ЗРВ на новые образцы вооружения и военной техники.
Естественно, уже который год зенитчики и ракетчики внимательно изучают опыт применения вооружения и военной техники ЗРВ в Сирийской Арабской Республике. Все положительные результаты учитываются в мероприятиях боевой подготовки таких войск. Учебные боевые стрельбы на полигонах Воздушно-космических сил отрабатываются по мишеням, которые имеют характеристики, схожие и превышающие возможности современных средств воздушно-космического нападения. Боевые расчёты оттачивают свои навыки как по малоразмерным, низколетящим, малоскоростным целям, которые имитируют беспилотные летательные аппараты, так и по высотным,
В числе тех, кто охраняет приморское небо России, – Шавлинская ордена Кутузова 2-й степенизенитная ракетная бригада 5-й общевойсковой армии, дислоцированная в Уссурийске. Чтобы полнее представить читателям специфику этой службы, людей, которые оберегают воздушное пространство страны от потенциальных недругов, автор этих строк побывал в расположении одного из дивизионов соединения.
– Больше всего наши военнослужащие набирают опыта и воинского мастерства на боевом дежурстве, на которое регулярно заступает одно из наших подразделений, – сразу сказал комбриг подполковник Руслан Байрамов. – Там расчёты находятся на штатных местах, работают на «живой» технике. В этот месяц на дежурство заступил дивизион подполковника Алексея Кошкина.
Место, где обустроились зенитчики, неприметное, вдали от проезжих дорог. Специальная маскировка и естественный рельеф лесистой местности прикрывают пункт боевого управления и боевую технику от постороннего взгляда. Здесь всё компактно. Рядом с небольшой казармой для личного состава – станция обнаружения целей, несколько самоходных огневых и пусковых заряжающих установок, составляющих зенитный ракетный комплекс БУК М1. Созданный ещё в советское время, он поныне уникален в своём роде. Его станция способна обнаруживать цели на дальности до 160 км, опознавать их и выдавать координаты на КП дивизиона. Назначенная командиром установка для обстрела автоматически повернётся на цель, захватит её и будет сопровождать вплоть до зоны возможного поражения.
К примеру, на тактических учениях с боевой стрельбой на полигоне учебного центра в посёлке Телемба Читинской области зенитчики из дивизионов майора Алексея Бурматова и подполковника Алексея Звонцова успешно сбили воздушную мишень «Пенсне», которая не так давно применяется в войсках ПВО.
– И мы ждём, конечно, новую технику, – говорил подполковник Кошкин, знакомя меня со своим «хозяйством». – Скоро вся бригада перевооружится на комплекс БУК М3, который в разы превосходит комплекс нынешний и по обнаружению воздушных целей, и по дальности, и по высоте поражаемой цели. А пока бережно обслуживаем технику старую, она отлично себя проявляет в учебном бою. Кстати, мы усилили охрану и оборону стартовых позиций командного пункта и дежурных батарей. Дополнительно выделен личный состав для поддержки огнём в случае отражения нападения. Для этого поставлен и многоцелевой тягач бронированный с пулемётом.
Сам Алексей Васильевич – один из опытнейших командиров бригады. Уроженец посёлка Трудармейский, что в Кемеровской области, он по совету родственника-офицера поступил в 1996 году в Оренбургское высшее зенитное ракетное командное училище, спустя пять лет завершив учёбу с отличием. И по личному желанию – на Дальний Восток! Как вспоминает, романтика грела душу лейтенантскую. Впрочем, и позже не разочаровался в своих ожиданиях. Первым в соединении его дивизион был переведён на контрактную основу, не раз отличался на учениях. А в 2012 году офицера в порядке ротации перевели в аналогичную бригаду под Ельней. После военной академии Кошкин вернулся в Уссурийск, где на тот момент ожидалось введение должности заместителя комбрига. Но… кадровый вопрос повышения так и остался открытым: пришлось принять должность равнозначную прежней.
Среди «старожилов» – и старший оператор самоходной огневой установки младший сержант Михаил Сахариленко, начальник радиостанции сержант Алексей Григорьев, командир зенитного отделения старший сержант Алексей Волобуев, старший оператор пункта боевого управления сержант Иван Ткачёв. У Григорьева, к примеру, на «календаре» уже более 10 лет службы, сослуживцы уважают его за отзывчивость, отличное знание своей профессии. Не зря избирали его бригадным сержантом. Есть чему поучиться новичкам и у Ткачёва, который после службы по призыву пришёл в 2009 году в дивизион Кошкина на контракт.
– Правда, однажды в силу личных обстоятельств решился оставить это дело, думал, на гражданке всё лучше устроится, – говорит Иван. – Но потом не раз жалел о такой утрате. Хорошо, комдив позвал сюда, встретив меня охранником в магазине. И теперь держусь за свою должность крепко. Стабильность, достойная зарплата, квартира – что ещё нужно семейному человеку? Да, есть оторванность от дома, напряжённость службы, когда посменно круглые сутки сидишь в боевой машине и готов по команде в любую секунду включить её, чтобы выполнить поставленную задачу. Но такова специфика зенитчика во время боевого дежурства. Распорядок здесь в корне отличается от обычного: всё привязано к дежурным сменам, в итоге ты полусуток находишься на технике. Зато за этот месяц благодаря регулярным тренировкам так всё отшлифуешь!
По словам солдат и офицеров, охраняющих приморское небо, здесь всегда свой, отдельный микроклимат, а служится интереснее, чем непосредственно по месту дислокации бригады. Каждый из них в этот период осознаёт свою истинную роль в защите государства.
– Увольняюсь в запас, а с ребятами просто жаль расставаться, – рассказывал младший сержант Ян Шегай. – Мне, призывнику с Урала, везло в армии на наставников. С началом службы попал в Оренбургский учебный центр войсковой ПВО и там полгода осваивал специальность оператора пункта боевого управления. А уже в части в ходе лагерного сбора под руководством командиров не раз участвовал в практических тренировках. Естественно, и от моей усидчивости многое зависело. Служба в целом давалась легко, было интересно. Событием для меня стало обеспечение минувшей осенью безопасности работы международного экономического форума на острове Русском, когда дивизион нёс боевое дежурство на одной из сопок Владивостока. Мы были в готовности, коль потребуется, сбить любую вражескую цель в небе.
Между тем, коллектив в дивизионе поистине многонациональный, одна треть его мусульмане. Наряду с русскими, в нём служат башкиры, дагестанцы, казахи, татары.
– Несмотря на это, проблем на национальной почве у нас нет, – заверил подполковник Алексей Кошкин. – Все помогают друг другу, из одного котла едят, с пониманием относятся к трудностям. Вот отличный солдат из Республики Тува младший сержант Орлан Дамба-Хуурак. Буддист, допущен в караул. Но над созданием такого социально-психологического климата и работают с личным составом командир ЗРБ майор Николай Мелющёнков, начальник КП капитан Юрий Гавриченко, начальник расчёта старший лейтенант Раиль Сулейманов – все офицеры подразделения. Не будем сбрасывать со счетов и то, что к нам направляют только достойных военнослужащих, тех, кто способен осваивать радиотехнику, может по своим душевным качествам подолгу находиться в замкнутом круге людей. Опираемся, конечно, на контрактников, однако, бывает, приходят и солдаты по призыву, которые по своей первоначальной подготовке до армии заметно превосходят профессионала. С такими легко работать.
Добавим, после очередного боевого дежурства дивизион выехал на учебный полигон «Телемба», где в составе бригады выполнил задачи по предназначению. Благодаря и его вкладу соединение из Уссурийска снова получило по итогам учений высокую оценку. А подполковник Кошкин пошёл на повышение в другую часть ПВО.
Константин ЛОБКОВ
Фото из архива автора
Уссурийск