Главная/СМИ о нас/Российские солдаты больше не будут чистить картошку

Российские солдаты больше не будут чистить картошку

Бытовые функции Вооруженных сил с 1 августа передаются гражданским структурам. ВЛАДИВОСТОК, 15 июля, PrimaMedia. Бытовые...

Российские солдаты больше не будут чистить картошку

Бытовые функции Вооруженных сил с 1 августа передаются гражданским структурам.

ВЛАДИВОСТОК, 15 июля, PrimaMedia. Бытовые функции российской армии передаются с 1 августа гражданским структурам, солдатам-срочникам больше не грозит “наряд вне очереди” на чистку картошки, но это новшество вряд ли сыграет положительную роль в повышении боевой готовности Вооруженных сил. Об этом корр. РИА PrimaMedia сказал председатель Владивостокского городского Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, полковник запаса Яков Кан.

“Я прослужил в вооруженных силах 40 лет, и могу с уверенностью сказать, что каждый солдат, матрос и офицер привык к тому, чтобы лично ухаживать за собой и своим местом нахождения.

Для нас, старых офицеров, это нововведение дико и непонятно. Я думаю, что от этого боевая готовность армии не повысится.

Такой подход был бы оправдан и понятен лишь в том случае, если бы армию перевели на контрактную основу, чтобы военнослужащий-контрактник не убирал за собой грязь, а только занимался боевой подготовкой и защищал Родину. Но если армия будет смешанной, или укомплектованной только военнослужащими по призыву – это, конечно, нонсенс. Я не считаю, что эти новации сыграют какую-то положительную роль в повышении боевой готовности вооруженных сил”, – полагает Яков Кан.

По информации Генерального штаба Министерства обороны РФ, в рамках реализации военной реформы в России на аутсорсинг сторонним организациям с августа этого года будут переданы функции содержания военных городков, уборки казарм и прилегающих территорий, приготовление пищи, ремонт техники и вооружения.

Точку зрения ветерана на реформу в той или иной степени разделили собеседники РИА PrimaMedia, отметившие ряд слабых мест в намечаемых преобразованиях.

Председатель Думы Владивостока, генерал пограничных войск в отставке Валерий Розов:

“Вот пример: повар готовит кушать в стационаре, а завтра, не привели господь, начались боевые действия. Что, эти женщины пойдут с нами в поле? С таким подходом можно дойти до того, что солдата будет перед выходом из казармы одевать и обувать гражданские лица. Дежурства, чистка картошки – это было не только в армии, но и в высших военных учебных заведениях. Конечно, есть вопросы, которые можно решать, привлекая гражданских лиц, например, в качестве кладовщика на армейском складе.

Но приготовление пищи, уборка за собой – это чисто наше, армейское. Трудно представить, что гражданские люди придут в казарму, спортивный зал, чтобы сделать там уборку.

Даже психология человека меняется, если он знает, что за ним будет убирать не он сам, а кто-то другой. Лично меня удивляет подобная инициатива министерства обороны”.

Председатель Комитета солдатских матерей Хабаровского края Валентина Решеткина:

“То, что сейчас происходит в армии, официально называется аутсорсинг. То есть, воинская часть нанимает себе дворника, уборщика и все такое прочее, чтобы высвободить время для боевой подготовки.

Но наш министр обороны строит на всём бизнес, следствием которого является ухудшение положения солдат и офицеров в армии. Например, кочегарки, которые отапливают казармы, относятся теперь к “Славянке”, коммерческой структуре, созданной при министерстве обороны. В казармах холодно, а  виновным в этом считается командир воинской части.

Медицинскую службу сократили до невозможности, а ведь в армию приходят хронически больные молодые люди, рожденные в лихие 90-е годы. Мест в медсанчастях нет, в госпиталях гражданские врачи работают строго по расписанию, с 9 до 18 часов. Лечить нечем, госпитали переполнены, а виноват в этом, по мнению военных прокуроров, все тот же командир части.

Форму новую сшили, всё разворовали, вместо холофайбера “воткнули” синтипон, в результате чего вместо зимней получилась весенне-осенняя форма. Солдаты простудились, заболели, а виноваты опять ротные и взводные командиры. В столовых гражданские работники плохо соблюдают санитарные правила, но это никого не волнует. Я пыталась разобраться, как получилось, что воинскую часть в Хабаровске обеспечивает продуктами питания петербургская фирма, как проводились торги, как проводился конкурс. У нас что, в Хабаровске нет комбинатов, ресторанов, которые могли бы обслуживать воинские части? Конечно, есть, например, ресторан “Океан”, который успешно обслуживает крупные авиакомпании.

Сократили финансистов в воинских частях, в результате чего сейчас солдаты срочной службы по полгода зарплату получить не могут. Офицеры, которые едут в командировку, или военнослужащие, которые экстренно вылетают на родину, должны ехать за командировочными в финансовое управление в Хабаровск. По моему мнению, нет никаких плюсов от реализации подобных проектов в армии”.

Председатель Приморской краевой общественной организации ветеранов боевых действий “Контингент”, полковник запаса Сергей Кондратенко:

“Это новшество, насколько я знаю, уже внедрено в частях, военнослужащих кормят и обстирывают гражданские предприятия. Если говорить в целом, может быть, это освободит командиров воинских частей от лишних забот и хлопот, им удастся сосредоточиться на боевой подготовке и боеготовности. Ведь командир воинской части очень много времени тратит на решение хозяйственных вопросов, у него болит голова о работе столовой, медицинской части, отоплении, стирке белья, вывозе мусора. Но есть очень много “но”.

Например, самообслуживанием в казарме все равно должны заниматься сами солдаты и матросы, в противном случае это будет абсурд.

Можно согласиться с тем, что в пунктах постоянной дислокации людей будут кормить гражданские повара. А если подразделение выезжает на учения, выдвигается для выполнения боевой задачи – кто будет кормить? Гражданские повара туда не поедут, а если поедут, то за очень большие деньги.

Почти всех военных медиков сделали гражданскими, но при выходе на учения гражданский медик на полигон не поедет, или поедет, если ему будут дополнительно платить. Ведь есть Трудовой кодекс, по которому он расходует свое рабочее время…

Сейчас мы видим примеры, когда гражданские организации, получившие право на аутсорсинг при подготовке воинских частей и военных городков к зиме, не справились с поставленными задачами. Такие примеры известны и на Дальнем Востоке, например, в Амурской области, где из-за плохой работы гражданской компании, взявшей на себя поставку тепла, был разморожен военный городок. Кстати, спрос за это был почему-то с командира части. Зачастую гражданские фирмы, выигрывающие конкурсы на обслуживание войсковых частей, вообще ничего не умеют и не знают, конкурсы проходят по принципу “кто меньше денег попросит”.

Таким образом, в армейском аутсорсинге очень много подводных камней, и нужно хорошо продумать все стороны этого явления, чтобы вместо пользы не принести вред вооруженным силам. В целом, конечно, это нормальное явление, но надо следить за тем, чтобы не перегибали палку ни в ту, ни в другую сторону. Тут надо внимательно смотреть и думать о последствиях”.

Председатель Владивостокского морского собрания, вице-адмирал в отставке Борис Приходько:

“Аутсорсинг в армии – это не такая простая тема, как кажется на первый взгляд. Всё должно быть в меру, в любом деле необходимо руководствоваться здравым смыслом, чтобы не навредить этому делу.

Я, например, имею опыт подводной службы, и не могу себе представить, как может быть врач, или кок на подводной лодке гражданским лицом. А ведь многих врачей в частях уже сделали гражданскими. Медицинская служба в армии создана для того, чтобы решать задачи не только в мирное время, но и в условиях боевых действий, где нет места гражданским лицам. Военный человек живет по Уставу, по приказу, а гражданский человек живет в границах Трудового кодекса, работает “от сих до сих”. То же самое касается и приготовления пищи, которую нужно готовить при любых обстоятельствах.

Военный специалист выполняет приказ, а гражданский специалист действует в соответствии с трудовым договором, в котором нет понятии “боевая тревога”.

К слову сказать, в условиях военных действий на лиц, не имеющих статуса военнослужащих, не распространяются нормы международного права, например, правила содержания военнопленных. В то же время, если речь идет об учебном центре, или воинской части, которая стабильно находится в военном городке, то почему бы не нанять гражданских дворников, прачек или поваров”.

Председатель Совета ветеранов Первореченского района Владивостока Иван Панасюк:

“Солдаты и матросы всегда несли караульную службу, занимались боевой и политической подготовкой¸ а также уборкой расположения части, казарм, готовили пищу и мыли за собой посуду. Конечно, выполнение хозяйственных функций отвлекало солдат от боевой подготовки, и с учетом того, что срок службы в армии сократился до одного года, передача хозяйственных функций гражданским лицам пойдет армии на пользу. Ведь сейчас очень усложнилась техника, которую надо освоить за службу. Хотя, с другой стороны,

отсутствие навыков самообслуживания уменьшает значение армии как “школы жизни” для молодых людей, какой ее считали в советские времена.

А вот уменьшение срока службы в армии, на котором настояли наши демократы, по моему мнению, отрицательно сказывается на обороноспособности страны, ослабляет мощь российской армии”.

Однозначно в пользу аутсерсинга высказался ­Депутат Думы Владивостока, председатель комитета Думы по бюджету, налогам и финансам Игорь Чемерис:

“Новая схема бытового обслуживания военнослужащих безусловно нарушит привычный порядок в армии, но это может пойти ей на пользу. Может быть, надо избавиться от тех стереотипов, которые мы используем, говоря об армейской службе. Когда я учился в военном училище, тогда была еще Советская армия, мы воспринимали армию как школу жизни, пройдя которую молодой человек мог научится сам себя обслуживать, ценить порядок, чистоту, стать самодостаточным мужчиной. По новой схеме, готовить, стирать, убирать в армии будут гражданские лица.

Но если при этом будет идти полноценная боевая учеба, и молодой человек будет вместо заступления в наряд, где он будет чистить картошку, драить, мыть, убирать, выполнять еще какие-либо посторонние работы, займется ночным вождением,  стрельбами, тактической подготовкой, то есть, будет учиться воевать, – это огромный плюс.

Если акценты сместятся в сторону боевой учебы, произойдет качественное улучшение воина, бойца, то я обеим руками “за” аутсорсинг”.

Самую отрицательную точку зрения на проблему высказал военный историк и журналист Василий Ламцов, опубликовавший свое мнение в Интернете: 

“В Советских Вооруженных Силах к восьмидесятым годам прошлого века сложилась практически идеальная система использования гражданского персонала, нуждавшаяся лишь в очень незначительном совершенствовании с учетом опыта прошлого. Это помогало в обеспечении высокой боеготовности.

Нынешние же “реформаторы” выбрали тупиковый путь, который к хорошему результату не приведет, а только ослабит армию, флот и другие, предусмотренные законом воинские формирования”.

primamedia.ru

Другие новости