7 июля 2004 года
«Обналиченные» льготы – это более справедливо, считают ветераны боевых действий
К чему приведет замена части существующих на сегодня льгот денежными компенсациями – к реальной поддержке людей, которым государство обязано помогать, или, наоборот, к тому, что они будут еще дальше отброшены за черту бедности? У самих льготников на этот счет мнения прямо противоположные: от полного неприятия предлагаемых новшеств до безоговорочного одобрения.
Сельские жители, например, в большинстве своем двумя руками «за», потому что как раз теми льготами, которые предполагается «обналичить», многие из них на практике просто не могут пользоваться. Редко у кого на селе есть телефоны и не везде по краю существует возможность их установки. По селу автобус не ходит, а льгота на междугородный проезд сама по себе проблему не решает – такая поездка и кроме покупки билетов требует больших расходов. Что касается санаторно-курортного лечения, то это вообще особый разговор. Для многих ветеранов войны, инвалидов с тяжелым состоянием здоровья поездка на курорт связана с неразрешимыми проблемами, и они никогда такой возможностью не пользуются. С другой стороны, не всем, кто имеет право на бесплатную путевку, так уж легко ее получить. Давайте реально смотреть на вещи. В соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в пределах средств, предусмотренных на эти цели, в нынешнем году будут обеспечены 389 инвалидов из 111,6 тысячи человек, имеющих на это право. То есть большая часть инвалидов в течение многих и многих лет не могут дождаться, когда же у них появится возможность подлечиться на курорте. Не лучше ли им будет вместо декларируемой льготы иметь реальную денежную добавку к пенсии?
Льготу по обеспечению лекарствами (бесплатными или с 50-проц. скидкой) тоже предлагается заменить стабильной суммой. Это особенно животрепещущий момент. Лекарства нынче дорогие, и многие опасаются, что никакой пенсии, даже с добавкой за счет денежной компенсации, не хватит на необходимое лечение. Но ведь, с другой стороны, и сейчас далеко не все, что выписывает врач и что нужно для лечения, можно взять бесплатно. То не положено (препарат не значится в перечне предусмотренных для льготного отпуска лекарств), то его нет в аптеке, а лечиться нужно срочно.
Все эти вопросы обсудило на своем заседании правление общественной организации ветеранов боевых действий Приморского края «Контингент», чтобы определить свое отношение к предполагаемым изменениям социальной поддержки льготных категорий граждан. Сегодня на территории края живут почти 1700 ветеранов боевых действий, среди которых немало молодых людей, прошедших суровые испытания в горячих точках. У ребят еще вся жизнь впереди, и от того, насколько продуманной и мудрой будет политика поддержки их со стороны общества и государства, во многом зависит ее благополучие.
– Молодому парню обычно стыдно вслед за вышедшей из маршрутки бабулькой показывать документ, подтверждающий его право на бесплатный проезд в городском транспорте, – делится своим мнением председатель организации «Контингент» полковник запаса Сергей Кондратенко. – Уж лучше достать из кармана свой кровный пятак. Многие именно так и делают. А мы говорим, льгота на бесплатный проезд. Или взять покупку лекарств. Слава богу, среди членов нашей организации большинство еще здоровых и сильных ребят, которые и в аптеки-то не заглядывают. А вот, например, моя теща – она участница войны – из всех льгот нуждается как раз, наоборот, только в лекарствах. Она из дома не выходит, никуда не ездит. Поэтому такие льготники тоже заинтересованы в денежных компенсациях вместо льгот. И в целом бюджетное обеспечение льгот при новом механизме было бы более справедливо распределено между всеми льготниками.
Если вернуться к нашим ребятам, то я бы сказал так: не надо им давать рыбу, дайте удочку, а они сами наловят рыбы для ухи. Им нужно предоставить возможность учиться, устраиваться на работу, и тогда они на тот же проезд сами заработают. Еще они нуждаются не столько в медикаментозном лечении, сколько в психологической реабилитации. И, конечно, очень больной вопрос – это обеспечение жильем. Мы надеемся, что эта социальная гарантия по-прежнему будет закреплена в законе, хотя реально она до сих пор обеспечивается с трудом.
– Сергей Константинович, получается, что у льготников слишком разные ситуации, и поэтому у каждого свой субъективный взгляд на обсуждаемый законопроект.
– Это, конечно, так, но ведь на проблему можно посмотреть и с объективной точки зрения – с позиции развития экономики. На сегодня, считаю, сама система льгот устарела, в нынешнем ее виде она тормозит развитие экономики. А по большому счету, любые предпринимаемые меры должны быть направлены на то, чтобы она шла вперед. Тогда и уровень жизни населения, включая льготников, будет реально подниматься, ведь за счет одних только скидок на оплату лекарств или телефона их существование все равно очень-то не скрасить. Сегодня выделяемые по так называемым социальным законам огромные деньги (льготников у нас вовсе не единицы, а почти четверть населения края) – это что-то виртуальное, в экономике они не работают. Взять хотя бы пример с транспортными компаниями, перевозящими пассажиров. Как бы мы ни забрасывали их «камнями» из-за того, что они всеми правдами и неправдами отказываются перевозить льготников, их ведь можно понять – для экономики фирм это неподъемная ноша, которая тормозит их развитие, не дает возможности обновлять транспортный парк. Точно так же и по другим льготам. Когда вместо них люди получат, пусть не очень большие, но реальные деньги, они будут вкладывать их в развитие услуг, экономику (самому человеку виднее, на что потратиться), а это уже не то, что «сомнительные» миллионы на бумаге. К тому же не надо забывать, что предлагается заменить деньгами не все действующие на сегодня льготы. Для большей части тех, кто сегодня пользуется льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг, предполагается их сохранить.
– Но слишком уж скромной получается компенсация четырех существующих на сегодня льгот, часть из которых, правда, практически «не работает».
– Это опять же как посмотреть. Если сравнить с нынешними пенсиями, которые зачастую составляют 2-3 тысячи рублей, то добавка получается вполне ощутимая. Например, для инвалидов войны – 2000 рублей, участников войны – 1500 рублей, инвалидов в зависимости от группы – от 800 до 1400 рублей, ветеранов боевых действий – 1100 рублей. Другое дело, что законопроект не предусматривает дифференциацию по субъектам Российской Федерации. А ведь Чукотка, к примеру, или Приморье – это совсем не Сочи. И условия жизни разные, и цены. Краевая администрация, наши депутаты поднимают вопрос о необходимости введения районных коэффициентов на дальневосточных территориях – и этого нужно добиваться. Необходимо также индексировать денежные компенсации в соответствии со складывающимися на каждой территории потребительскими ценами. Вот тогда будет справедливо.
Источник: «Владивосток» № 1591 за 20.07.2004
Автор: Надежда БРАЖИНА